Минитракторы МТЗ (Беларус): обзор модельного ряда

Минский тракторный завод успешно реализует свою деятельность в разработке и производстве недорогой и надежной в работе тракторной техники мощностью от 9 до 300 и более л.с. Основой для разработки новых моделей служит опыт эксплуатации предыдущего ассортимента, технические наработки фирменного конструкторского бюро, пожелания и отзывы реальных и потенциальных пользователей.

Характерная особенность минских минитракторов — это комплектация выпускаемой продукции фирменными, надежными и долговечными силовыми агрегатами, полная адаптация тракторов к работе в сложных климатических условиях.

На сегодняшний день список предложений включает в себя более 60 моделей машин общего и специального назначения. Значительный объем продаж составляет линейка малолитражных колесных миниуниверсалов. Доступные по стоимости, достаточно мощные и маневренные машины изначально ориентированы на полноценную механизацию трудоемких сельскохозяйственных и коммунально-строительных работ в частных и государственных предприятиях.


Фото: минитрактор МТЗ (Беларус)

Чем привлекательна белорусская тракторная техника?

Большой выбор моделей с разными мощностными и тягово-сцепными характеристиками позволяет выбрать машину для реализации фермерского или коммунального проекта любого уровня сложности.

  • Наименее мощный 12-ти сильный мототрактор своевременно и с должным качеством справляется с обслуживанием земельных участков площадью до одного гектара, включая вспашку грунта, уход за посевами и транспортировку собранного урожая к месту хранения и переработки.
  • Машина мощностью 22-24 л.с. с минимальными затратами топлива и расходных материалов обеспечивает освоение всего цикла сельскохозяйственных работ на площади до 10-12 гектар.
  • Малогабаритные и маневренные минитракторы минского завода успешно эксплуатируются с землеройным и коммунально-уборочным навесным оборудованием, фронтальными ковшовыми погрузчиками и бульдозерными отвалами.
  • Объемы продаж свидетельствуют о востребованности тракторной продукции бренда МТЗ на внутреннем рынке, а также в республиках СНГ, ближнем и дальнем зарубежье. Доступные по стоимости, простые в самостоятельном обслуживании, экономичные и долговечные в работе минские тракторы пользуются спросом более чем в 50 странах мира.

По функционалу, универсальности, стоимости содержания, долговечности эксплуатации брендовая техника МТЗ может конкурировать с лучшими образцами китайской техники и некоторыми аналогами западноевропейского производства. Соответствие минских машин европейским стандартам подтверждается европейскими сертификатами.

Рассмотрим наиболее популярные модели минитракторного ассортимента, представленного на отечественном рынке.

В конструкцию первого минского миниуниверсала МТЗ-082 заложен опыт многолетнего производства тяжелых мотоблоков. Трактор, укомплектованный фирменным 12-ти сильным карбюраторным двигателем СК-12, характеризуется гибкими тяговыми параметрами. Трансмиссия обеспечивает достаточно широкий рабочий и транспортный скоростной диапазон в пределах 2,38-14,9 км/час.

Модифицированная версия этой модели МТЗ-082БС получила более экономичный и долговечный двигатель Briggs&Stratton, оснащенный регулятором оборотов и эффективным бумажным фильтром.

Машина снята с производства достаточно давно, поэтому новый трактор купить практически невозможно. Тем не менее, подержанную машину в отличном состоянии на украинском тракторном рынке можно купить за 40-45 тысяч гривен (1400 – 1600$).

13-ти сильный карбюраторный минитрактор МТЗ модели 132 Н удачно сочетает в себе оптимальные для своей мощностной группы тягово-сцепные параметры, универсальность применения, совместимость с навесным оборудованием минитракторного и мотоблочного ассортимента, экономный расход горючих и смазочных материалов.

Несмотря на бюджетную стоимость в пределах 80-90 тысяч гривен (2900 – 3300$), машина укомплектована многоступенчатой трансмиссией, функцией блокировки межосевого дифференциала, современным светотехническим оборудованием и раздельным управлением тормозными устройствами.

Полноприводной минитрактор Беларус модели 152 комплектуется импортным двигателем Хонда. В активах этой продвинутой в техническом отношении модели:

  • шарнирно-сочлененная рама;
  • двухскоростной привод навесного оборудования;
  • двухконтурный распределитель бортовой гидравлики;
  • модифицированный переключатель передач и более эффективные тормоза.

На украинском рынке тракторной техники цена этой модели стабилизировалась на уровне 102 тысячи гривен (3700$). Технически исправный и имеющий половинный запас назначенного межремонтного ресурса трактор категории б.у можно купить за 70-80 тысяч грн (2500 – 3000$).

Трактор МТЗ-311

Легкий и маневренный миниуниверсал мощностью 24 л.с. предназначен для механизации трудоемких работ в фермерских и городских коммунальных хозяйствах. Возможности машины значимо расширены:

  • применением более экономичного дизельного двигателя;
  • многоступенчатой трансмиссии;
  • возможностью регулировки ширины колеи;
  • совместимости с навесными агрегатами импортного и отечественного производства.

Нижний ценовой диапазон этой машины в пределах 80 тысяч гривен (3000$). Этот показатель в значительной степени зависит от стоимости заводской комплектации. Машина пользуется повышенным спросом, поэтому количество предложений по продаже новой техники весьма ограничено.

Многие покупатели реализуют свои проекты приобретением подержанного трактора, стоимость такой покупки составляет в среднем 50-60 тысяч грн (1800 – 2200$).

Преимущества и недостатки белорусского тракторного ассортимента

Прежде всего, следует отметить умеренную стоимость всей брендовой тракторной линейки. Стоимость минского трактора ниже цены импортного западноевропейского аналога, минимум в два раза.

Читайте так же:  Трактор ЛТЗ-60: технические характеристики, цена, отзывы, аналоги

Примерно такой же ценовой уровень у китайского минитракторного ассортимента, но на сегодняшний день техника ведущих китайских брендов уступает минским машинам по качеству используемых материалов и тщательности сборки.

Минские тракторы отличаются унификацией ремонтного ассортимента и расходных материалов, что позволяет использовать для восстановительного ремонта взаимозаменяемые запасные части, узлы и механизмы от других фирменных машин.

Отзывы владельцев минитракторов МТЗ

В нашем тракторном парке есть только один белорусский минитрактор марки МТЗ-311. Машина не отличается изысканным дизайном и совершенными рабочими характеристиками, но с полным объемом полевых работ на площади 3,4 гектара справляется блестяще. В минских машинах ценю высокую ремонтопригодность, свободный доступ к узлам и системам, возможность самостоятельного ремонта.
Аркадий

Установил на МТЗ-152 чувствительный к качеству топлива хондовский двигатель, который уже дорабатывает свой ресурс. Цена его ремонта чуть меньше стоимости нового фирменного двигателя, который неплохо показал себя на МТЗ-082 БС. По мнению многих моих коллег, комплектация нашей техники затратными в эксплуатации и ремонте импортными силовыми агрегатами в общем и целом экономически не оправдана. Целесообразнее направить дополнительные средства на доработку и модернизацию своего двигательного ассортимента.
Николай Федорович

Линейка культовых тракторов «Беларус» – характеристики и возможности

Трактор Беларус является одним из наиболее известных в пределах СНГ семейством машин колесного типа. Производится трактор Беларус на одноименном заводе, расположенном в Минске с 1950 года. Насчитывая более чем полувековую историю, эти трактора из Белоруссии с течением времени претерпевали значительные изменения. Речь не только о переменах в конструкции, во внешнем виде, оборудовании кабины. Менялись и технические характеристики машин. Так, производитель стал устанавливать рессоры для смягчения ударов и толчков при движении по неоднородной почве. Вопрос как завести трактор Беларусь, часто возникающий ранее у пользователей, сегодня отпадает, так как машины снабжены всеми необходимыми механизмами для бесперебойной работы.

Появление культового «Беларуса»

Изначально завод работал на производстве гусеничных тракторов. Со временем вместе с производством гусеничных машин стали разрабатываться чертежи и схемы производства колесного трактора. Его планировали оснастить навесной гидравликой, благодаря которой трактор должен был работать без сцепщика.

Сегодня на Минском заводе колесные тракторы практически вытеснили гусеничный трактор из производства. Первые колесные машины вышли из производства в далеком 1949 году, а спустя четыре года, после устранения всех неполадок и шероховатостей было запущено серийное производство колесной техники. Первыми колесными моделями тракторов Беларус были МТЗ-1 и МТЗ-2. Это ознаменовало новый важный этап в отечественном машиностроении.

Благодаря новой конструкции машина стала многофункциональной, способной производить различные виды работ без специального прицепщика. Также благодаря колесному ходу трактор мог свободно и самостоятельно передвигаться по городским дорогам, что было невозможно сделать на гусеницах без повреждения дорожного полотна. С этого момента агрегаты стали активно применяться для сельскохозяйственных работ и в строительной, транспортной, промышленной сфере.

Распространенная модель 3522

Сегодня линейка тракторов Беларус – это широкий модельный ряд, представленный машинами, позволяющими производить различные виды работ. Наиболее распространенными моделями машин Беларус являются:

МТЗ 3522 – представляет собой колесную машину, габаритные размеры которой составляют 6100×2630×3350 мм. Величина колесной базы – 3000 мм. Трактор осуществляет работу в тяговом и тягово-приводном режимах. Указанная модель может производить различные работы в комбинации со специализированными сельскохозяйственными агрегатами. Машина чаще всего используется в следующих направлениях:

  • обработка почвы перед посевами, посев зерновых, зернобобовых и прочих озимых и яровых культур;
  • заготовка кормовой базы;v
  • уборка различных культур;
  • транспортные работы, перевозки грузов.

Обширные возможности модели 1025

МТЗ 1025 создан для выполнения работ в аграрном производстве. Объем работ и их разнообразие достигается путем использования с данной моделью различных навесных, полунавесных и прицепных машин и орудий. Преимуществом данной модели трактора является его высокая мощность, которая обеспечивается производительным двигателем Deutz и укомплектованным топливным насосом (производитель «Motorpal»). Также надежная и долговечная работа машины обеспечена качественной механикой. Трактор оснащен восьмиступенчатой коробкой передач. Ответим на один самых распространенных вопросов: сколько весит трактор? Вес машины — 4680 кг, высота – 2600 мм. Простой ремонт, недорогие запчасти, качественное устройство всех механизмов, различные насадки, которые можно использовать для разного вида работ и небольшой расход топлива также положительно отличают данную модель.

Модель 320 и ее функционал

МТЗ 320 – это малогабаритный трактор Беларус, оснащенный полным приводом. В связи с небольшой величиной и легкой пластмассовой облицовкой, основным направлением использования данной машины, являются различные виды городских работ, в том числе коммунальные работы. Двигатель трактора данной модели оснащен непосредственным впрыском. Управление трактора рулевое с гидравлическим усилителем. Ведущими колесами – являются передние, благодаря чему максимальная скорость трактора, как и у МТЗ 311 составляет около 25 км/ч.

Читайте так же:  Универсальный трактор ВТЗ: обзор, характеристики, особенности и отзывы

Одна из самых мощных моделей 1502

МТЗ 1502 отличается высокой мощностью двигателя – 157 л.с. (116 кВт), что в первую очередь позволяет осуществлять тяжелые подъемные, строительные и промышленные виды работ. Навесное оборудование дает возможность осуществлять также мелиоративные работы.

Трактор Беларус 82

В послевоенный период советское сельское хозяйство нуждалось в легком и современном тракторе. Разработкой подобной модели занимались несколько предприятий, в числе которых оказался и Минский тракторный завод. В 1948 году он запустил в производство серию колесных тракторов МТЗ, получивших название Беларус 80/82.

Дебютные модели были отгружены в 1974 году. На тот момент для техники предлагались 230 сельскохозяйственных орудий и машин, что расширило сферу ее применения. Беларус 82 оказался невероятно успешным и вскоре стал одним из наиболее распространенных тракторов класса 1,4 тн в стране. Универсальность, доступность и надежность конструкции обеспечили модели «долгую жизнь». Модель не потеряла своей актуальности и сегодня, ее активно используют частные и государственные компании.

Адаптация к суровым условиям, простота конструкции и неприхотливость сделали серию одной из наиболее массовых во всем мире. Универсальность использования трактора обуславливается множеством навесных и прицепных агрегатов, предлагаемых к нему. Беларус 82 мог выполнять роль бульдозера, приводного механизма для различных агрегатов, экскаватора, погрузчика, транспортировщика. Основной сферой использования техники при этом оставалось сельское хозяйство, однако модель также применялась в строительстве и коммунальном хозяйстве.

Справочные видео


Модификации

Под названием Беларус 82 выпускались 2 большие серии тракторов: Беларус 82 и Беларус 82Л. Их конструкция была идентичной с разницей в типе пуска. Беларус 82 комплектовался электростартерным запуском, Беларус 82Л – пусковым устройством на основе бензинового мотора. От Беларус 80 семейство отличалось модернизированным передним мостом с передачей усилия посредством раздаточной коробки.

На базе Беларус 82 создавалось множество узкоспециализированных модификаций для выполнения определенных задач. Наиболее востребованными стали следующие версии:

  • Беларус 82 – базовый универсально-пропашной трактор;
  • Беларус 82.1 – модель аналогичной конструкции с увеличенной кабиной;
  • Беларус 82.1-23/12 – модификация с полным приводом, большой кабиной и увеличенными передними колесами;
  • Беларус 82Н – модель для эксплуатации на склонах с креслом, отклоняющимся от продольной оси;
  • Беларус 82Р – версия, предназначенная для сбора риса;
  • Беларус 82К – специальная модификация для работы на склонах с 20-градусным уклоном. В систему навески трактора введены дополнительные гидроцилиндры для стабилизации агрегатируемых устройств;
  • Беларус 82Т – модель для посадки и уборки овощебахчевых культур с увеличенным агротехническим просветом.

Особенности семейства Беларус 82:

  • большой диапазон рабочих скоростей;
  • увеличенная грузоподъемность;
  • высокая проходимость;
  • надежность. Поломки и проблемы обычно возникают в связи с неправильной эксплуатацией или в результате естественного износа;
  • высокая ремонтопригодность. Дефицита запчастей для трактора просто не бывает, а простая конструкция позволяет проводить ремонт в короткие сроки.

Технические характеристики

  • длина – 3930 мм;
  • ширина – 1970 мм;
  • высота (по уровню кабины) – 2780 мм;
  • высота (по тенту) – 2765 мм;
  • колесная база – 2450 мм;
  • колея по передним колесам – 1450-1630 мм;
  • колея по задним колесам – 1800-2100 мм;
  • дорожный просвет (передняя ось) – 645 мм;
  • дорожный просвет (задний мост) – 465 мм;
  • радиус поворота – 4100 мм.

Эксплуатационная масса трактора равняется 3900 кг, удельное давление на поверхность – 140 кПа. Беларус 82 может передвигаться через брод глубиной до 850 мм. Максимальная грузоподъемность равняется 3200 кг. Отдельные модификации могут тянуть прицеп массой до 12000 кг.

Наибольшая (наименьшая) скорость движения вперед – 34,4 (1,9) км/час, назад – 9,22 (4,09) км/час.

  • передний мост – 11,20-20;
  • задний мост – 5R38.




Для первых модификаций Беларус 82 рассматривался дизельный агрегат Д 240 (Минский моторный завод). Однако для полноприводных версий его мощности не хватало, потому был выбран более производительный мотор Д 243 с улучшенными характеристиками.

4-тактный безнаддувный рядный агрегата имел жидкостную систему охлаждения, комбинированную систему смазки и непосредственный впрыск горючего. Запуск выполнялся посредством стартера, в зимнее время с этим процессом возникали проблемы. Для облегчения запуска при минусовых температурах предлагался предпусковой подогреватель. Для двигателя также разработали новые свечи накаливания, которые облегчали пуск в морозы.

Читайте так же:  Технические характеристики трактора Т-4 (Алтаец)

Д 243 характеризовался небольшим расходом масла (необходимо было использовать исключительно рекомендованный тип масла, контролировать его уровень и регулярно менять масляный фильтр). Нехватка масла или несвоевременная замена могли привести к проблемам в работе. Периодичность обслуживания составляла 250 часов, объем заменяемого масла – 12 л.

Также Д 243 нуждался в регулярной настройке клапанов (каждые 480 моточасов). Простая конструкция позволяла выполнять операцию собственными руками.

Характеристики мотора Д 243:

  • рабочий объем – 4,75 л;
  • номинальная мощность – 59,6 (81) кВт (л.с.);
  • номинальная частота вращения – 2200 об/мин;
  • предельный крутящий момент – 258 Нм;
  • коэффициент запаса крутящего момента – 15%;
  • число цилиндров – 4;
  • диаметр цилиндра – 110 мм;
  • базовый расход горючего – 220 г/кВт в час;
  • вместимость топливного бака – 130 л.

Устройство и особенности эксплуатации

В основе трактора лежит полурамная конструкция с передним расположением мотора и большими задними колесами.

Большинство модификаций Беларус 82 имеют колесную формулу 2 на 2, обеспечивающую высокие показатели проходимости. Передняя и задняя подвески техники различаются: спереди устанавливается полужесткая балансирная подвеска, сзади – жесткая. Подобное решение обусловлено функциями передних колес, одновременно управляющих поворотом и являющихся движущей силой. При транспортировочных операциях оператор может отключить передний ведущий мост, чтобы снизить износ шин и расход горючего.

Двигатель трактора соединяется с трансмиссией посредством однодискового сухого сцепления с механическим приводом. Трансмиссия подразделяется на 3 части: передний мост, задний мост и коробка передач. До 1985 года Беларус 82 оснащался исключительно механической коробкой передач с 22 скоростями (18 передних, 4 задних передачи). Большое количество скоростей обуславливалось наличием понижающего редуктора. Впоследствии появились трансмиссии с функцией блокировки заднего моста с использованием гидравлики.

Задний мост состоит из конической главной передачи и 2 конечных передач с цилиндрическими шестернями. В его конструкции также присутствует конический дифференциал с возможностью блокировки (автоматически или принудительно). Передний мост представлен разрезной раздвижной балкой с возможностью регулировки колеи.

Наличие вала отбора мощности расширяет линейку дополнительного оборудования, используемого с моделью. Рабочие тормоза – дисковые сухие (устанавливаются на задние колеса). В качестве стояночных тормозов также используются дисковые тормоза.

Полный привод расширяет возможности машины, но требует дополнительных усилий при управлении даже с использованием гидроусилителя. В связи с этим рулевое управление на старых модификациях Беларус 82 нередко переделывали, добавляя специальный дозатор с насосом. За счет этого обслуживание машины упрощалось, а необходимое усилие на руле сокращалось. В стандартном варианте техника оснащается рулевым механизмом «червяк-косозубая рейка», вынесенным в подкапотное пространство перед мотором.

На трактор устанавливается раздельно-агрегатная гидравлическая система нескольких видов со следующими основными механизмами:

  • распределителем;
  • гидравлическим насосом;
  • гидроаккумулятором;
  • арматурой, фильтрами и трубопроводами;
  • гидроцилиндрами;
  • гидравлическим баком;
  • силовым регулятором;
  • гидроувеличителем.

Основным элементом системы является насос НШ-32 с мощностью потока 45 л/мин.

Беларус 82 имеет 12-вольтовую систему электрооборудования с аккумуляторами, расположенными в специальной нише сзади кабины. Батареи имеют разную мощность. Напряжение в сети после пуска поддерживается генератором.

Трактор комплектуется кабинами 2 типов. Изначально на технику устанавливалась малая кабина, позволившая в короткие сроки освоить производство новой модели. Среди ее достоинств значились малая масса, компактность и простота конструкции. Кабину можно было снять без особых проблем и отремонтировать в сельских мастерских. Минусов у нее оказалось не меньше. О комфорте работы приходилось только мечтать. Обшивка у кабины практически отсутствовала, потому пыле- и шумоизоляция были на низком уровне. В базовой версии отопительная система не предусматривалась. Из-за малых размеров стекол обзор оператора оказался ограничен. Другим недостатком стало низкое качество щитка приборов, электросхема которого регулярно давала сбои. Оператору приходилось самостоятельно устанавливать отопитель, дворники и обивку.

В середине 1980-х годов появились модификации с большой кабиной, повысившей комфорт работы. Температурный режим внутри поддерживался за счет отопителя и вентиляции. Герметизированный салон не позволял проникнуть внутрь пыли. Еще одним плюсом стало удобное кресло с регулировками по весу и росту.

Беларус 82 – один из наиболее надежных тракторов. Однако и он нуждается в регулярном обслуживании. Для модели предусматриваются:

  • первое ТО – 60 моточасов;
  • второе ТО – 240 моточасов;
  • третье ТО – каждые 960 моточасов.

Стоимость тракторов серии Беларус 82 начинается от 1,1 миллиона рублей. Специальные модификации предлагаются дороже на 150-400 тысяч рублей. На рынке б/у техники Беларус 82 в рабочем состоянии можно приобрести за 600-950 тысяч рублей.

Источники:

Минитракторы МТЗ (Беларус): обзор модельного ряда

http://sadovij-pomoshnik.ru/traktory/belarus-harakteristiki-i-vozmozhnosti.html

Трактор Беларус 82

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector