Трактор Т-54 – практически универсал родом из 70-х

На конструктивной базе колесного трактора МТЗ-50 специалистами кишиневского машиностроительного завода в 1968 году был разработан гусеничный трактор Т-54. Новая машина, выполненная по стандартной для гусеничных машин схеме, изначально ориентирована на механизацию возделывания виноградных, технических овощных и злаковых культур.

Мощностные и другие эксплуатационные характеристики трактора не исключают его применения в широком спектре сельскохозяйственных работ. Этому способствует наличие бортовой гидравлики, возможность работы машины с лентами гусеничного хода разной ширины. Модификация базовой версии Болгар Т-54В получила достаточно комфортную кабину и силовой агрегат повышенной мощности марки Д-50.


Фото: гусеничный трактор Т-54В

О популярности трактора за рубежом свидетельствует начало производства этой машины на Карловском машиностроительном заводе в Болгарии. После удовлетворения внутреннего спроса, значительная часть новых узкоспециализированных машин стала поставляться в страны СЭВ.

Технические характеристики

В конструкцию трактора заложена возможность эксплуатации с разными видами навесного оборудования. При разработке кабины, навесной системы и ходовой части использованы оригинальные технические решения.

  • Стандартная модель 2-го тягового класса, рассчитана на обработку междурядий шириной от 1,5 метра.
  • Более поздние узкоспециализированные модификации Т-54В-С1 и Т-54В-С2 с шириной колеи 950 и 850 мм предназначены для обработки виноградников с междурядьями шириной 2 и 1,5 метра.
  • Конструкторы успешно справились с компоновкой основных узлов и агрегатов, поэтому машина с базой 1600 мм и весом более 3-х тонн получилась достаточно компактной, в пределах 3365 х1050 х2170 мм.
  • Благодаря наличию гусеничного хода, удельная нагрузка на грунт минимальная, на уровне 0,57 -0,60 кгс/кв. см.

Остов трактора двух лонжеронный, характерного для минских машин полурамного типа с поперечным силовым элементом.
Помимо корпуса заднего моста, ходовой части и трансмиссии в конструкции использованы демпферные свойства поперечных торсионов.

Силовой агрегат и трансмиссия

Гусеничный трактор Т-54 укомплектован отлично зарекомендовавшим себя на колесных машинах МТЗ-50 рядным дизельным двигателем Д-50 литровым объемом 4,75 и мощностью 50 л.с. Гибкие тяговые параметры силового агрегата с вихрекамерным образованием рабочей смеси обеспечиваются 12%-м запасом мощности крутящего момента.

Комплектация предусматривает возможность применения надежной и эффективной системы предпускового подогрева П16Е, гарантирующей беспроблемный запуск двигателя электростартером при низкой температуре воздуха.

При небольшом расходе дизельного топлива в пределах 195 г/л.с час, полутора- или двухсменная автономность работы тракторного агрегата обеспечивается 100-литровой емкостью бака.

  • Крутящий момент передается на многоступенчатую коробку передач. Восемь скоростей переднего хода позволяют водителю выбрать рабочий или транспортный режим в пределах от 1,2 до 16,3 км/ч. Для двух задних передач эти показатели составляют 2,16 — 3,75 км/ч.
  • Муфта сцепления однодисковая сухая, постоянно-замкнутого типа с механическим выключением.
  • Долговечность главной передачи повышена за счет применения конических спиральных шестерен.
  • Направление движения трактора производится рычажным управлением бортовыми фрикционами и включением ленточных тормозных механизмов.

Для полноценной активации навесного устройства трансмиссия оснащена двухрежимным валом отбора мощности. В конструкцию трактора также входит бортовая раздельно-агрегатная гидравлика с тремя цилиндрами и золотниковым распределителем, унифицированная прицепная скоба и механизм задней навески.

Кабина Т-54 одноместная, закрытая, вентилируемая с обогревом от радиатора двигателя. Характерная особенность этой конструкции — комфортное сидение водителя с регулируемой торсионной подвеской, круговой обзор, съемные окна и двери, наличие стеклоочистителя и зеркал заднего вида.

Преимущества и недостатки

По своей конструкции Т-54 относится к ассортименту узкопрофильной тракторной техники, предназначенной для выполнения специальных видов работ. Эксплуатационники дают высокую оценку:

  • надежной конструкции ходовой части с подрессоренной подвеской;
  • возможности установки стандартной или расширенной гусеничной ленты, не уплотняющей структуры грунта на посевных и посадочных площадях;
  • высокой унификации запасных частей двигателя и гидравлики с ремонтным ассортиментом минских машин.

В тоже время узкая виноградная специализация Т-54 ограничивает применение этой машины в сельскохозяйственных полевых работах.

Несмотря на предварительный прогрев, стартерный запуск двигателя при минусовых температурах создает немало проблем.
С учетом нашего непростого климата оправдана замена штатного электростартера на карбюраторный пусковой двигатель ПД-10.

Читайте так же:  Трактор ВТ-150: технические характеристики

Владельцев этих тракторов существенно напрягает дефицит запасных частей для трансмиссии и ходовой части.

Видео: Болгар Т-54 в работе

Цена Т-54 нового и б/у

Все версии этого трактора давно сняты с производства, поэтому вероятность покупки новой машины практически нулевая. Если такой вариант представится, за Т-54 с заводской комплектацией запросят не менее 100-120 тысяч грн (4000 – 5000$).

Машину с умеренным пробегом можно купить за 3000-3200 у.е., но таких предложений с каждым годом становится все меньше. Отдавая предпочтение одной из модификаций, следует учитывать существенный дефицит запасных частей и комплектующих. Полное восстановление выработавшей полный ресурс машины в большинстве случаев потребует много времени и материальных средств.

Более совершенной модификацией базовой модели Т-54 являются идентичные по мощности и назначению тракторы Т-70, которые с небольшими доработками серийно производились до 2008 года. Индексы В и Х определяют спецификацию машины для работы на виноградных и хмелевых плантациях.

В эту категорию также входят тракторы ВТ-100ДС и ВТ-100ДП, но эти машины относятся к тяговой классификации 3 и 4 Н/м.

Отзывы владельцев

В свое время проходил летнюю практику на тракторе Т-54, который из-за узких гусениц в обиходе называли «стилягой». За отсутствием виноградников, вытаскивал на силосную яму грузовики с зеленой массой, обрабатывал плантации сахарной свеклы. Машина оставила приятные воспоминания. С запуском проблем не было, за целый месяц ни единой поломки. Если бы я был конструктором, обязательно сделал бы удобней кабину и увеличил бы общую площадь остекления.
Андрей

Для гусеничного трактора, особенно весной и осенью работа в деревне всегда найдется, поэтому часть сбережений вложил в покупку подержанного Т-54. Спора нет, машина по замыслу и исполнению неплохая, но напрягает отсутствие запасных частей, выручают друзья и знакомые. Детали ходовой части, в том числе гусеничные траки восстанавливаю наплавлением и проточкой, самое необходимое приходится докупать. Впрочем, жаловаться грех, приработки с запасом хватает на горючку и на ремонт. Уверенно тянет трехкорпусный плуг с набором борон, пробовал транспортировать тяжелый прицеп с бетонными плитами, тоже никаких проблем. Колесники более универсальные, но и у гусеничных машин немало преимуществ.
Сергей Васильевич

Трактор Т 54 Болгар

Трактор Т 54 – узкоколейная машина гусеничного хода, выпускавшаяся с 1967 года на Кишиневском тракторостроительном предприятии. Основное задание агрегата – это работа в виноградниках. Помимо работы в виноградниковых угодьях, машиной могут возделываться посаженные культуры с размером междурядья от 150 см. Машины поставляются в фермерские хозяйства, где обрабатывают почву в саду, винограднике, небольшом поле.
Трактор Болгар Т 54 – это машина, которую сконструировали, опираясь на возможности и структуру Минского трактора МТЗ-50. Обновленными элементами являются: встроенная система поворота агрегата, новая ходовая система, облицовка и водительская кабина.

Технические характеристики

  • Показатели габаритных параметров: 337 см длина, 105 см ширина, 217,5 см высота.
  • После прохода Т 54 остается колея 85 или 95 см.
  • Размер колесной базы 160 см.
  • Показатель клиренса машины 27 см.
  • Собственный вес 3 тонны 530 кг.
  • Разгоняемая скорость при движении вперед 1,02…16,41 км в час, при движении назад 2,17…3,7 км в час.
  • Тяговая мощность достигает 2 000 кгс.

Характеристики мотора

Купить трактор Т 54 можно только с заводским мотором Д-50. Он работает в четырехтактном режиме, охлаждение мотора принудительное – осуществляется циркуляция охлаждающего жидкого реагента. Мотор сделан с рабочей силой в 50 л.с.
Рабочий процесс мотора запускается стартерным изделием СТ-212. Чтобы заводить двигатель в прохладную или морозную погоду, была встроена система предварительного нагрева двигателя. Обозначение системы прогрева П-16Е, именно благодаря ей сначала идет прогрев мотора, а потом выполнение рабочих задач.

Описание кабины

Качественные фото трактора Т 54 позволяют рассмотреть кабину водителя. Закрытая кабина имеет цельнометаллическую конструкцию. Ее размеры скромны – в ней сможет поместиться один работник. Кабина прогревается теплым воздухом от работы мотора, съемные боковые стекла позволяют проветривать помещение. Чтобы снять боковое стекло потребуется воспользоваться специальными кронштейнами на боковых поверхностях кабины.

Читайте так же:  Трактор Амкодор 5300 технические характеристики, особенности устройства

С/х машина Т 54 имеет скрытый топливный бак, объемный размер которого вмещает 100 литров дизельного топлива. За проведенные в работе 60 минут, агрегатом потребляется ДТ в размере 9,5…10 литров.

Модификация Т 54В

Трактор Т 54В – поздняя модификация стандартной комплектации агрегата. В обновленной версии доработана гусеничная система хода, немного изменена водительская кабина.
Модель с буквой В можно было заказать в одной из двух разновидностей, которые заключались в ширине колеи, оставляемой после проходя с/х техники. Исполнение С1 оставляло колею 95 см, а исполнение С2 – колею 85 см.

Устройство

На видео трактора Т 54 видно, что полураму произвели из пары лонжеронов. Крепежным звеном является брус. Под кабиной стоит задний мост, конечные передачи, система сцепления.
Передвижные каретки являются основой механической КПП. Фрикционная муфта сделана с одним рабочим диском, она находится в постоянно замкнутом состоянии. Включение главной передачи приводит в действие шестеренки конической формы. Тормозная система плавающая, тип тормозов ленточный.
Основными элементами ходовой части трактора являются две тележки. Лонжерон тележки выглядит как труба, сечение которой имеет прямоугольную форму. На одну тележку приходится два опорных катка. Внутри трубы хранится смазочный материал, пригодный для работы опорных подшипников.
Гусеничный ход задается при помощи двух направляющих и двух поддерживающих роликов. Одна гусеничная пара содержит 31 трак, соединяемых между собой металлическими пальцами. Чтобы ходовая была гибкой, проушина каждого трака имеет подпружиненную втулку.
Задняя подвеска всегда синхронизируется с прицепным механизмом. Точка для совершения зацепа подвижная. Точка регулируется в диапазоне от 13 до 50 см, чтобы при езде на сложном грунте от машины не оторвался прицеп.

Комплектация

На трактор Болгар Т 54 можно зацепить такие изделие:

  • Грунтовые ворохи;
  • Мини-прицепы для перевозки продуктов;
  • Пашни;
  • Не большие плуги.

Достоинства, недостатки

Машина довольно маневренная, ее проходимость находится на высоком уровне. Благодаря малому давлению на грунт, на машине можно ехать через борозды (высотой до 300 мм), не нанося вред посаженной культуре.
Фактически в сельском хозяйстве на Т 54 можно сделать немного действий. Действия ограничиваются работой на виноградниках, сбор и посадка сахарной свеклы, заготовки деревьев. Даже с присутствием подогревательного механизма, зимой двигатель довольно тяжело запустить. При температуре ниже -10 градусов, Вы вряд ли запустите мотор.
Водительская кабина сделана без защиты от шума, пропускает пыль. Небольшие размеры стекол не дают хорошего обзора.

Аналог, цены

Купить трактор Т 54 в достойном состоянии можно за 3 тысячи долларов. За технику, которая вышла из строя, но подлежит реставрации до приведения в рабочее состояние, можно отдать от 500 до 800 долларов без учета ремонта.
Заменить Т 54 может машина Т 70. Из более мощных агрегатов подходит техника ВТ-100ДС или ВТ-100ДП.

«Будучи студентом, работал на практике на Т 54. У него узкие гусеницы, я называл его «Стиляга». После работы на виноградниках приходилось вытаскивать на ямы грузовые машины с перегноем, которые в последствии удобряли поля. В принципе тогда был доволен работе на этой машине, так как других аналогов не было. Правда хотелось бы увеличить площадь кабины, чтобы было удобно сидеть и работать. За то лето поломок не помню, так что я положительно вспоминаю о совместной работе.»
Мирон Богданович, пенсионер из Бендер.

Трактор Т 54 – узкоколейная машина гусеничного хода, выпускавшаяся с 1967 года на Кишиневском тракторостроительном предприятии. Основное задание агрегата – это работа в виноградниках.

Трактор Т-54

Т-54 относится к категории узкогабаритных, виноградниковых, гусеничных тракторов с классом тяги 2 (20 кН). Модель используется для выполнения широкого комплекса работ, связанных с возделыванием виноградников и некоторых сельскохозяйственных культур с междурядьями от 1,5 метра. Однако Т-54 применяется также для обработки почв в садах, фермерских хозяйствах, при прочих сельскохозяйственных и погрузочно-разгрузочных работах и на транспорте.

Читайте так же:  Трактор Т-130 - устройство и характеристики

Производством Т-54 занимался Кишиневский тракторный завод. Старт серийного выпуска данной модели пришелся на 1967-ый год. Для советского сельского хозяйства, испытывающего дефицит подобных машин, трактор был жизненно необходим.

Базой для разработки Т-54 послужил легендарный МТЗ-50. Однако отличий у продукта Кишиневского завода оказалось немало. От белорусского трактора он отличался кабиной, облицовкой, конструкцией механизма поворота, механизмом навески и ходовой частью.

Позднее появились несколько модификаций Т-54. Версия Т-54В представляла собой слегка улучшенный классический вариант. Модель получила уширенные и нормальные гусеницы, закрытую кабину и двигатель «Д-50». Впоследствии она преобразовалась в модификацию Т-54В-С1, имеющую колею 950 мм (предназначалась для виноградников с 2-метровой шириной междурядий) и модификацию Т-54В-С2 с колеей 850 мм (использовалась на виноградниках с 1,5-метровой шириной междурядий).
Т-54 был выполнен по стандартной для гусеничной техники схеме. Модель функционировала с множеством машин, позволяющих работать с виноградными насаждениями.

Технические характеристики

  • Т-54 имел средние габаритные размеры: высоту – 2175 мм, ширину – 1050 мм, длину – 3370 мм. Трактор оставлял колею 850 (950) мм.
  • Колесная база модели составляла 1600 мм, дорожный просвет – 270 мм.
  • Масса Т-54 равняется 3,53 тонны.
  • При этом удельное давление на почву, создаваемое им, не превышает 0,57 кгс/кв. см.

Продукт Кишиневского тракторного завода комплектуется мотором мощностью 50 «кобыл». Вперед трактор разгоняется до 16,4 км/час, назад – до 3,7 км/час.

Расход топлива трактора Т-54

Удельный расход топлива модели составляет 195 г/л.с. в час, топливный бак вмещает до 100 литров горючего

Т-54 комплектуется 4-цилиндровым 4-тактным дизельным мотором модели «Д-50» с вихрекамерным смесеобразованием и жидкостным охлаждением. Пуск агрегата осуществляется посредством электростартера «СТ-212». Мощность 4,75-литрового мотора составляет 50 л.с., запас крутящего момента – 12%.

Агрегат «Д-50» Т-54 достался от трактора МТЗ-50. В тракторе установлен предпусковой подогреватель «П16Е», обеспечивающий подогрев мотора при температуре ниже «минус» 5 градусов Цельсия.



Устройство

В состав остова Т-54 входят полурама, сделанная из 2 лонжеронов, соединенных передним брусом, и корпуса заднего моста, главного сцепления, конечных передач и коробки перемены передач. 3 круглых поперечных торсиона подрессоривают остов сзади и спереди.

Трактор имеет механическую КПП с передвижными каретками и 9 ступенями. Муфта главного сцепления в Т-54 однодисковая, постоянно замкнутая, фрикционная, сухая. Она приводится в действие посредством нажатия педали. Главная передача включает конические шестерни, имеющие спиральные зубья. Механизмы поворота состоят из многодисковых сухих фрикционных муфт, управляемых рычагами.

Конечные передачи трактора находятся по обеим сторонам заднего моста. Тормоза в Т-54 плавающего типа, ленточные. Они управляются педалями.

Ходовая часть продукта Кишиневского тракторного завода включает 2 направляющие, 2 поддерживающих ролика, подвески, 2 ведущих колеса, гусеничные цепи и 2 тележки с 4 опорными катками. Подвеска состоит из задней и передней трубы, упругих элементов и рычагов шарниров.
На Т-54 устанавливается ВОМ, имеющий синхронный и независимый приводы, раздельно-агрегатная гидросистема, прицепное устройство и механизм задней навески. Гидросистема позволяет раздельно управлять 3 цилиндрами, обеспечивая возможность применения трактора с прицепными гидрофицированными и навесными машинами.

Т-54 комплектуется металлической, одноместной кабиной закрытого типа, оборудованной стеклоочистителем, аптечкой, вентилятором, бачком для питьевой воды и зеркалом заднего вида. Кабина имеет съемные окна дверей. В отдельных случаях их навешивают на кронштейны, установленные на боковые стенки. Для обеспечения комфортных условий работы и исключения запотевания окон в холодные периоды предусмотрен обогрев кабины от радиатора мотора. Водительское сиденье в Т-54 мягкое, торсионное и регулируемое по росту и массе.

Сколько стоит б/у трактор Т-54

Найти Т-54 в рабочем состоянии сейчас довольно тяжело. Стоимость данной модели составит 50000-70000 рублей.

К аналогам Т-54 можно отнести модель Т-70, являющуюся более продвинутой его версией, а также трактора ВТ-100ДП и ВТ-100ДС.

Источники:

Трактор Т-54 – практически универсал родом из 70-х

http://traktoramira.ru/traktora/gusenichnie-traktora/traktor-t-54-bolgar.html

Трактор Т-54

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты Беру Hoff
Adblock
detector